Информация

Рекомендации по созданию муниципальных базовых учреждений в области информатизации общего образования

Актуальность проблемы

Необходимость создания муниципальных базовых учреждений в области информатизации общего образования определяется следующим.
К началу 1997/98 учебного года в 174 учреждениях системы среднего (полного) общего образования Хабаровского края (53% от общего количества) имеется 194 компьютерных класса (КК). При этом в 16 образовательных учреждениях - по 2 (и более) КК, а в остальных - по одному КК. Уровень оснащения средствами вычислительной техники (СВТ) в разных районах края неодинаков. Больше всего (безотносительно к типу и качеству техники) КК в Николаевском, Амурском, Верхнебуреинском, Вяземском, Комсомольском, им.С.Лазо, Нанайском, Тугуро-Чумиканском, Ульчском районах (более 60% школ имеют собственные компьютерные классы, либо посредством организации межшкольных УПК обеспечен доступ к КК большинством учащихся - г.Комсомольск, Совгаванский район).
Меньше среднекраевого уровня степень оснащенности КК школ гг.Хабаровска, Комсомольска, Совгаванского, Ванинского, Бикинского, Аяно-Майского, Охотского, Солнечного, Хабаровского районов. Хуже всего положение дел в Охотском и Ванинском районах, в которых около 30% общеобразовательных учреждений имеют полнокомплектные КК.
В учреждениях общего и дополнительного образования края имеются комплекты учебной вычислительной техники (КУВТ) более 8 типов, имеющих к тому же различные модификации, которые в большинстве своем ни аппаратно, ни программно не совместимы. Такая ситуация чрезвычайно затрудняет техническое обслуживание КУВТ, сдерживает темпы развития программного обеспечения и ставит образовательные учреждения в заведомо разные условия по их возможностям в применении новых информационных технологий (НИТ).
Поэтому оснащение школ качественной современной вычислительной техникой остается актуальной задачей информатизации образования на ближайшие годы.
Анализ состояния технического обслуживания и ремонта вычислительной техники показывает, что удовлетворительно эти работы в ближайшее время могут быть выполняться в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, то есть там, где находятся предприятия, имеющие соответствующую базу и кадры, а так же в приграничных к этим городам районах. Однако значительная часть образовательных учреждений, имеющих вычислительную технику, не заключают договоры на ее техническое обслуживание и ремонт. Ремонтные предприятия длительное время не получают оплату за уже выполненную работу. Такая ситуация приводит к потере интереса у ремонтных предприятий к сотрудничеству с образовательными учреждениями. Другой проблемой для ремонтных предприятий является отсутствие свободных средств для закупки комплектующих; особенно острой является проблема отсутствия запасных частей для компьютерных классов типа "УКНЦ", большинство комплектующих узлов для которых сняты с производства и могут быть изготовлены “под заказ” на договорных условиях на нескольких заводах Московской области. Выполнение технического обслуживания вычислительной техники в удаленных районах влечет за собой очень высокие накладные расходы, в основном транспортные и командировочные.
За последние три года произошли некоторые изменения качественного и количественного состава компьютерного парка, характеризующиеся в основном:
- возрастанием удельного веса приобретаемой субъектами сферы образования за счет различных бюджетных и внебюджетных источников IBM-совместимой импортной компьютерной техники (школьные компьютеры отечественного производства являются неконкурентоспособными на компьютерном рынке и практически сняты с массового серийного производства);
- возрастанием количества вышедшего из строя оборудования (в основном отечественные - "Корвет", "УКНЦ") даже до истечения нормативного срока эксплуатации;
- использованием в отдельных школах бывшей в употреблении техники устаревших моделей (IBM PC/XT; IBM PC/AT 286, 386) и компьютерных классов, отслуживших нормативный срок эксплуатации (КУВТ-86, КУВТ "Ямаха");
- появлением большого количества разнообразных моделей импортной компьютерной техники, не прошедшей соответствующей сертификации на предмет использования в учебном процессе (этот тревожный показатель является следствием отсутствия централизованного финансирования для приобретения учебной компьютерной техники).
Анализ имеющейся в отделе ИИИ статистической и оперативной информации показывает, что 90 % КК, эксплуатирующихся в крае можно отнести к нестандартному компьютерному оборудованию, использование которого в учебном процессе малоэффективно и абсолютно неперспективно (в основном это последствия издержек информатизации образования в период 1986 - 1991 гг.) Больше всего такой техники в Вяземском (100%) , им.С.Лазо (100%), им.П.Осипенко (100%), Тугуро-Чумиканском (100%), Совгаванском (100%), Ванинском (100%), Бикинском (100%), Аяно-Майском (100%), Охотском (100%), Солнечном (100%), Хабаровском (100%) районах. Нестандартное и несертифицированное компьютерное оборудование необходимо по возможности списывать, как необеспечивающее выполнение современных образовательных задач в области школьной информатики и элементарных санитарно-гигиенических требований.
В 1997 году процесс обновления компьютерного парка в системе общего образования продолжался оставаться низким. Всё больше ощущается физический и моральный износ СВТ. 90% КК приобретены до 1992 года. В 11 районах края 100% СВТ можно отнести к морально устаревшим. Вместе с тем следует отметить, что в начале 1998 года благодаря поддержке администрации края удалось приобрести современные компьютерные классы для УПК г.Николаевска-на-Амуре и Аянской средней школы, один компьютер в комплекте (принтер, модем) для сш п.Чумикан.
В 1997 году в отдельных школах края, имеющих собственные КК, использовались в учебном процессе разнообразные программно-педагогические средства (ППС): в среднем 3-4 предмета. В большинстве школах КК задействованы в основном при преподавании курса информатики в старших классах в соответствии с требованием Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта общего образования (ХКК ГОС ОО) и для кружковой внеурочной работы, что объясняется, по крайней мере, двумя факторами: а) низкой “пропускной способностью” КК, б) слабыми педагогическими возможностями имеющейся компьютерной техники.
Продолжает оставаться низким процесс внедрения в учебно-воспитательный процесс новых информационных технологий, в том числе, использования телекоммуникационных Internet-каналов. Лишь 5 общеобразовательных учреждений в крае имеют модемный доступ к электронной почте.
Остается низким уровень информатизации и технической оснащенности системы управления образованием. Лишь в отдельных территориях специалистами муниципальных органов управления образованием используются персональные компьютеры, и то лишь в качестве пишущей машинки.
До настоящего времени вследствие неупорядоченности процессов информатизации и слабой материальной базы не получили должного развития “безбумажные” технологии документооборота на основе телекоммуникаций между муниципальными органами управления образования и комитетом общего образования администрации края.
Для ведения баз данных и организации телекоммуникационной связи с вышестоящими и подведомственными учреждениями имеющиеся в органах управления образованием персональные компьютеры не применяются. Вместе с тем практически все районные (городские) централизованные бухгалтерии используют персональные компьютеры для решения стандартных бухгалтерских задач (расчет заработной платы, материальный учет, тарификация и др.).
Изучение выполнения санитарно-гигиенических требований выявило наиболее характерные нарушения, связанные с несоответствием предписываемым нормам площадей компьютерных классов и применением несертифицированной на предмет соответствия Российским стандартам компьютерной техники.
Таким образом можно сделать вывод о том, что в последние годы вопросам информатизации общего образования в крае уделялось недостаточное внимание. До 1997 года процессы информатизации общего образования как на уровне края так и на уровне районов оставались неуправляемыми . в органах управления образованием и методических службах отсутствовали структурные подразделения и специалисты, курирующие данное направление.
Анализ состояния материально-технического и кадрового обеспечения информатизации общего образования (осуществлен в 1997 году отделом информации, информатизации и издательской деятельности комитета общего образования на основе данных, предоставленных районами) выявил объективную необходимость упорядочения процессов информатизации в системе общего образования путем создания управленческих механизмов и развертывания на местах сети “базовых” (опорных) образовательных учреждений, выполняющих роль методических центров по внедрению новых информационных технологий в муниципальных образовательных подсистемах.
Создание муниципальных базовых учреждений в области информатизации образования позволит обеспечить плановое целенаправленное решение вопросов информатизации образовательных систем муниципальных образований, осуществлять координацию научно-методических подходов к созданию локальной информационной среды в образовании и ее органическому включению в глобальные информационные системы.
Осуществление базовыми учреждениями методических и организаторских функций в рамках единой краевой политики по информатизации образования, будет способствовать аккумуляции и распространению апробированных программно-педагогических средств и передового педагогического опыта, созданию системы сервисного обслуживания учреждений муниципальной системы образования (в части организации приобретения, ремонта и использования компьютерной и телекоммуникационной техники), созданию системы оказания практической помощи руководителям муниципальных образовательных учреждений, учителям информатики и педагогам, использующим новые информационные технологии в учебном процессе, а также упорядочит процессы использования новых информационных технологий в интересах системы образования.
В условиях дефицита бюджетного финансирования и отсутствия централизованных средств на приобретение компьютерной учебной техники и средств телекоммуникаций создание муниципальных базовых учреждений в области информатизации образования позволит при минимальных финансовых затратах, с учетом имеющейся в районах края материально-технической и кадровой базы, поэтапно сформировать реально действующий механизм управления процессом информатизации в сфере образования края.
Организационный механизм создания муниципальных базовых учреждений в области информатизации образования
В настоящее время комитет общего образования предпринимает попытки подготовки проекта постановления главы администрации края об утверждении Примерного положения о муниципальном базовом учреждении в области информатизации образования. В связи с известными финансовыми трудностями (и, вследствие этого, определенными проблемами в согласовании проекта распорядительного документа) оптимальный путь в развертывании по краю сети таких учреждений видится на пути объединения усилий комитета общего образования администрации края и муниципальных органов управления образованием: комитет общего образования рекомендует, не дожидаясь принятия решения на уровне края, на основе настоящих рекомендаций предпринять попытку создания муниципальных базовых учреждений в области информатизации образования, опираясь на имеющиеся в системе образования резервы.
Для организации муниципальных базовых учреждений в области информатизации образования предлагается проработать на местах следующие вопросы.
1. Определить (назначить) специалиста муниципального органа управления образования, ответственного за вопросы информатизации муниципальной системы образования.
2. Организовать изучение “стартового” состояния материально-технической и кадровой обеспеченности процессов информатизации в муниципальной системе образования (рекомендуется использовать методику, использованную отделом информации, информатизации и издательской деятельности комитета образования и науки администрации края, письмо от 16.05.97 № 11-9-756).
3. Определить наиболее подходящие с точки зрения имеющейся материально-технической и кадровой обеспеченности образовательные учреждения (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей, методические службы) на роль базовых учреждений в области информатизации образования (количество базовых учреждений в районе не ограничено и определяется спецификой территории).
Муниципальным базовым учреждением в области информатизации образования может являться муниципальное образовательное учреждение любого типа и вида, имеющее статус юридического лица и реализующее преимущественно образовательные программы общего и (или) дополнительного образования.
4. Изучить вопрос о нормативном закреплении статуса муниципальных базовых учреждений в области информатизации образования, выполняющих функции методических центров по внедрению новых информационных технологий в муниципальной системе образования, за соответствующими образовательными учреждениями.
При этом возможна подготовка постановления главы администрации муниципального образования о создании муниципальных базовых учреждений в области информатизации образования путем возложения дополнительных методических и организаторский функций на соответствующие образовательные учреждения, либо подготовка приказа муниципального органа управления образования о наделении этих учреждений соответствующими функциями.
5. Реализация задач, возложенных на муниципальное базовое учреждение в области информатизации образования, обеспечивается путем выделения финансирования за счет средств соответствующего бюджета, а также хозрасчетной деятельности, осуществляемой в соответствии с действующим законодательством и уставом образовательного учреждения. Порядок и конкретные объемы финансирования, осуществляемого в рамках средств, планируемых на образование, должны устанавливаться учредителем (при этом необходимо учитывать стартовый уровень обеспеченности учреждений средствами вычислительной и телекоммуникационной техники, реальная потребность в развитии материально-технической и кадровой базы для реализации поставленных задач).
В соответствии с этим необходимо изучить вопрос о порядке финансирования дополнительных функций, реализуемых муниципальным базовым образовательным учреждением.
Вопросы оплаты труда руководящему и педагогическому персоналу, участвующему в реализации дополнительных методических и организационных функций по информатизации муниципальной системы образования, должны решаться в соответствии с действующим порядком определения доплат и надбавок. При необходимости возможно обоснованное введение в штат базового образовательного учреждения дополнительных штатных должностей, по которым имеются тарифно-квалификационные характеристики (см. письмо Минобразования РФ и ЦК работников народного образования и науки РФ от 22.04.97 № 23/146).
6. Определить круг дополнительных задач, решаемых муниципальным базовым учреждениям в области информатизации образования:
осуществление функций головного муниципального методического учреждения при муниципальном органе управления образованием по направлению “информатизация образования”;
создание реальных механизмов реализации основных положений концепции информатизации муниципальной системы образования;
аккумуляция и распространение программно-педагогических средств и передового педагогического опыта по использованию новых информационных технологий в муниципальной системе образования;
планирование, организация и координация всех видов работ, связанных с информатизацией муниципальной системы образования;
комплексная поддержка развития и использования новых информационных технологий в муниципальной системе общего и дополнительного образования;
создание и развитие единой информационной среды в муниципальной сфере образования;
создание системы сервисного обслуживания учреждений муниципальной системы образования в части организации приобретения, ремонта и использования компьютерной и телекоммуникационной техники;
создание системы оказания практической помощи руководителям муниципальных образовательных учреждений, учителям информатики и педагогам района (города), использующим новые информационные технологии в учебном процессе;
проведение открытых мероприятий для различных категорий педагогических и руководящих работников района или города (в том числе уроков по различным дисциплинам), направленных на пропаганду новых информационных технологий и компьютерных средств обучения;
осуществление анализа состояния процессов информатизации в муниципальной системе образования; организация контроля за рациональным использованием компьютерной и телекоммуникационной техники муниципальными учреждениями образования;
реализация программ дополнительного образования школьников, предусматривающих освоение новых информационных технологий.
7. Определить порядок взаимодействия муниципального органа управления образованием с муниципальным базовым учреждениям в области информатизации образования.
По вопросам выполнения дополнительных функций, связанных с информатизацией системы образования, муниципальное базовое учреждение в области информатизации образования должно быть подотчетно соответствующему органу управления образования. Взаимодействие муниципального базового учреждения в области информатизации образования с муниципальным органом управления образования рекомендуется устанавливать соответствующим договором.


  1. "Образовательные технологии и общество"

назад | наверх


© 2000-2010 Казанское Образование | Контакт | Статистика | Карта сайта



Рейтинг@Mail.ru Kitap.net.ru Tatar.org.ru