<< Публикации

Новые аспекты внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс

Шамсутдинова Рушания Хусмухаметовна
Методист Городского информационно-
диагностического центра г.Казани


Городской информационно-диагностический центр Управления образования города Казани (ГИДЦ) уже ряд лет занимается внедрением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательный процесс города. За это время приобретен полезный опыт, выработан системный подход. Это и организация обучения педагогических работников на курсах по информационным технологиям, и проведение для учителей городских конкурсов, семинаров по ИКТ.

За период с мая 2002 года по январь 2004 года ГИДЦ организовал обучение 1787 педагогов компьютерной грамотности на городских курсах «Основы информационных коммуникативных технологий» для учителей предметников. Курсы были организованы и проведены с привлечением в качестве преподавателей опытных учителей информатики города. В процессе обучения учителя совместно с преподавателями курсов создавали проекты уроков по различным предметам школьной программы с применением информационных технологий. Все проекты хранятся в электронной библиотеке ГИДЦ и доступны учителям города. Также на курсах Intel «Обучение для будущего» было обучено 217 педагогов Казани.

В настоящее время практически ни один открытый урок не проводится без применения компьютера, мультимедийного проектора. Учителя создают достаточно хорошего качества проекты уроков, используя информацию различных готовых обучающих программ, разрабатывают свои методические пособия, энциклопедии, электронные учебники и обучающие программы. Этому способствуют проводимые семинары и конкурсы по информационным технологиям.

С 2004 года ежегодно проводились городские конкурсы «Использование высоких технологий в учебно-воспитательном процессе» по всем направлениям деятельности педагогических работников. Цель проведения конкурсов - внедрение новых технологий в учебный процесс, активизация применения педагогами полученных на курсах знаний, развитие их творчества. Для каждого предмета школьной программы и внеклассных мероприятий конкурс проводится отдельно. В процессе проведения конкурса формируется методика применения информационных технологий на уроках. Для работы в жюри конкурса по каждому предмету приглашаются учителя всех районов. Иногда членов жюри оказывается больше количества участников. При рассмотрении работ участников конкурса и последующем подробном обсуждении выявляются и положительные стороны проектов, и недостатки. Главное внимание уделяется методике обучения. Практически каждое жюри совместно с участниками конкурса работает над совершенствованием методики применения информационных технологий в обучении. Каждому участнику даются рекомендации для улучшения качества проектов. В конечном итоге, основной целью проведения этих конкурсов и является выяснение, как лучше проводить обучение с применением новых технологий. Одновременно с этим растет и компетентность членов жюри. Благодаря такой организации конкурсов ИКТ, качество конкурсных работ ежегодно повышается.

Казанские учителя очень успешно участвуют в республиканских конкурсах по ИКТ. Подавляющее большинство их – призеры городских конкурсов. Получив опыт участия в городском конкурсе, они учитывают полученные советы жюри и соответственно корректируют свои работы. Так, по итогам пятого республиканского конкурса 2007 года из 28 призеров конкурса 20 призеров - учителя Казани, 5 казанских учителей удостоены дипломов лауреата.

Для повышения качества проектов уроков, разработанных с применением информационных технологий, а также для распространения передового опыта учителей предметников проводятся семинары: «Совершенствование проектов уроков и внеклассных мероприятий, разработанных с применением информационных технологий», «Передовой опыт и методика преподавания предметов с применением информационных технологий», «Использование интерактивного оборудования в учебно-воспитательном процессе».

В 2006-2007 учебном году было проведено 19 городских семинаров, на которых рассматривались возможности нового интерактивного оборудования и способы работы с интерактивной доской, новые программные продукты для учителей предметников, проекты победителей городских и республиканских конкурсов ИКТ по соответствующей дисциплине. Для учителей каждого предмета школьной программы проводился отдельный семинар с соответствующими демонстрируемыми программами и проектами призеров конкурсов по ИКТ. В этих семинарах приняло участие более 740 учителей дневных и вечерних школ города.

На семинарах изучались 3 вида интерактивного оборудования: Pana Board, Smart Board и Mimio Xi Interactive. Интерактивная доска Pana Board в комплекте с мультимедийным проектором и ноутбуком поставляется во все учреждения образования Казани. Интерактивная доска Smart Board закупается и успешно используется многими школами (школа №9 Ново-Савиновского района, школа №102 Московского района и др.). Новое перспективное компактное устройство Mimio Xi Interactive может превратить любую светлую гладкую поверхность в интерактивную доску. Все виды интерактивного оборудования привлекли внимание своими возможностями: выделение объектов, затемнение, нанесение надписей и пометок поверх изображения, распознавание рукописного текста, сохранение выполненной работы в виде файла и последующее воспроизведение и др. При изучении возможностей нового интерактивного оборудования оказали помощь сотрудники фирмы «Полимедиа-Казань» и компании «Инновационные решения».

Поскольку интерактивное оборудование использует и расширяет возможности компьютеров, достаточно легко было освоить работу с ним учителям, имеющим опыт применения компьютеров в обучении. Так, призеры городских конкурсов по информационным технологиям, быстро освоились с этим перспективным оборудованием и смогли сразу же использовать его в своих выступлениях на семинарах при демонстрации проектов.

Использование интерактивного оборудования на уроках позволяет значительно повысить качество применения информационных технологий, расширяет возможности учителя. На четвертом городском конкурсе ИКТ 2007 года уже были представлены 2 проекта, настроенные на работу с интерактивной доской. Их авторы отмечают легкость освоения учениками и большое удобство, как в подготовке иллюстративного материала (презентаций), так и в проведении занятий, а главное преимущество – эффективность использования учебного времени.

Проведенные семинары по изучению интерактивного оборудования и распространению передового опыта использования новых технологий вызвали огромный интерес педагогов. Как отмечается в анкетах, «появились новые идеи», эти семинары «разбудили желание работать и использовать современные технологии», «стимулируют учителя к самообучению и изменяют традиционный взгляд на урок».

В марте 2007 года Управление образования города Казани совместно с Информационным агентством Республики Татарстан «Татар-информ» начали реализацию совместного проекта «Образовательный Интернет-ТВ». Проект предназначен для распространения передового опыта внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

В рамках проекта состоялись первые съемки лучших уроков учителей Казани, призеров городских конкурсов «Использование высоких технологий в учебно-воспитательный процесс»: биологии, математики и французского языка. Все уроки проведены с применением не только компьютеров и мультимедийного проектора, но и интерактивного оборудования. Диск с уроками демонстрировался на одном из семинаров по изучению интерактивного оборудования.

В настоящее время информационные технологии настолько прочно вошли в образование Казани, что уже не приходится никого убеждать в необходимости, а тем более преимуществе их применения. Главное – своевременное информирование о новинках и дальнейшая разработка методики применения новых технологий. Новое оборудование требует новую методику использования.

09.08.07

Источник: pedsovet.org
  • Публикации


  • 14.10.09 - Итоги конкурса Panaboard мастеров
  • 02.10.09 - Управление образования г.Казани отвечает на вопросы родителей
  • 02.10.09 - Казанның Мәгариф идарәсе ата-аналар сорауларына җавап бирә
  • 19.05.09 - Республиканский семинар для директоров ИМЦ районов Татарстана
  • 16.05.09 - В Казани прошла генеральная репетиция ЕГЭ
  • 14.04.09 - Школьные вариации на тему инновации
  • 14.03.09 - Мәктәп – минеке! Республиканың «Ел укытучысы» ачыкланды
  • 14.02.09 - Марат Лотфуллин: «Милләт өчен яну»
  • 11.01.09 - Мударис Каюмов: «Долой «зубрежку», пора мыслить самостоятельно»


  • 27.11.08 - Роза Шаяхметова: «Цифровая школа - будущее образования»
  • 07.11.08 - Роза Шаяхметова: «Повышение качества изучения иностранного языка начинается с педагогов»
  • 31.10.08 - В Казани обсудили проблемы языковой подготовки к Универсиаде
  • 04.09.08 - Илсур Һадиуллин: «“Казановедение” һәм кайбер федераль дәреслекләр инглиз теленә тәрҗемә ителә»
  • 25.08.08 - Илсур Һадиуллин: «Казан мәгариф системасына 4 миллиард сумнан артык акча бүлеп бирә»
  • 13.05.08 - Ильсур Хадиуллин рассказал о летнем отдыхе учащихся
  • 13.05.08 - Илсур Һадиуллин: «Җәйге ялда мәктәп укучыларын лагерьлар көтә»
  • 18.04.08 - Управление качеством иноязычного образования в современной школе
  • 20.03.08 - Многокритериальная оценка в рамках ПНП «Образование»
  • 28.02.08 - Казанның мәктәп директорлары чит илгә тәҗрибә тупларга барды
  • 28.02.08 - Директора Казанских школ обменялись опытом с европейскими коллегами


  • 15.11.07 - Илсур Һадиуллин: «Белем бирүнең сыйфатын күтәрү өчен кадрлар мәсьәләсен хәл итәргә кирәк»
  • 08.10.07 - Илсур Һадиуллин: «Казандагы татар-төрек лицейларына куркыныч янамый»
  • 23.08.07 - «Мәгариф өлкәсен камилләштерү йөзеннән төрле яңа технологияләрне эшкә җигү буенча интенсив төстә эш алып барыла»
  • 09.08.07 - Новые аспекты внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс
  • 01.08.07 - Илсур Һадиуллин - кризис чоры менеджеры
  • 14.06.07 - Ильсур Хадиуллин: «К формату ЕГЭ необходимо привыкнуть»


  • Архив

  • назад | наверх


    © 2000-2010 Казанское Образование | Контакт | Статистика | Карта сайта



    Рейтинг@Mail.ru Kitap.net.ru Tatar.org.ru