<< Мониторинг образования

Положение об организации муниципального комплексного педагогического мониторинга в системе образования г. Казани

1. Введение
На современном этапе среди эффективных методов оценки образовательных достижений заметная роль отводится тестированию. Под тестированием понимается стандартизированная процедура объективного измерения образовательных достижений испытуемого или отдельных качеств его личности. В последние годы практически во всех регионах нашей страны создаются и функционируют структуры, осуществляющие разработку тестовых средств для целей аттестации, для текущего контроля достижений школьников, для сбора информации об образовании в целях мониторинга его качества.
Необходимость развития муниципального комплексного педагогического мониторинга (КПМ) обусловлена интересами различных субъектов образовательной системы в независимой объективной оценке результатов обучения, внедрением современных методов педагогических измерений в образовательный процесс и подготовкой субъектов образовательного процесса к Единому государственному экзамену.
Создаваемая независимая система муниципального КПМ не отменяет и не заменяет сложившиеся методы контроля, способствуя повышению объективности, обоснованности и сопоставимости результатов.
Тестирование предоставляется учащимся как образовательная услуга (бесплатная), участие в которой имеет обязательный характер.
Управление образования через Городской информационно-диагностический центр (совместно с Координационным советом по развитию тестирования в России и Научно-методическим советом по проблемам тестирования) разрабатывает общую стратегию по организации муниципального КПМ, а также осуществляет координацию и развитие научно-методического обеспечения КПМ.

2. Общие положения

2.1. Объектом муниципального КПМ являются субъекты обучения, учебно-воспитательный процесс и его результаты, а также средства достижения этих результатов.
2.2. Муниципальный комплексный педагогический мониторинг является системой, включающей:

  • мониторинг (тестирование) знаний - непрерывное, научно обоснованное, диагностико-прогностическое слежение за состоянием образовательных достижений субъектов образовательного процесса (по методике кандидата педагогических наук И.Р.Галиахметова);
  • мониторинг показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности -  непрерывное, научно обоснованное, диагностико-прогностическое слежение за динамикой физического здоровья субъектов образовательного процесса (по методике кандидата технических наук Б.Х.Ланда);
  • психолого-педагогический мониторинг – непрерывное, научно обоснованное, диагностико-прогностическое слежение за состоянием психологического здоровья субъектов образовательного процесса, за их эмоциональным состоянием, развитием индивидуальных способностей и профессиональной ориентации старшеклассников (по методике кандидата психологических наук С.Н.Башиновой).

2.3. В системе образования г. Казани осуществляется краткосрочный и долгосрочный КПМ. Краткосрочный ориентирован на промежуточные результаты, долгосрочный – на реализацию «Программы развития образования в г.Казани».
2.4. Муниципальный КПМ протекает на макро- и микроуровнях. Макроуровень связан с непрерывным, научно обоснованным, диагностико-прогностическим слежением за состоянием учебно-воспитательного процесса системы образования г. Казани в целом. Микроуровень связан с отражением личных достижений или затруднений учащихся в усвоении ими учебных программ.
2.5. Макроуровень муниципального КПМ является обязательной составляющей анализа и планирования учебно-воспитательного процесса системы образования г. Казани.
2.6. Запрос на микроуровень  муниципального КПМ может быть сформулирован учителем-предметником класса, классным руководителем или родителями (законными представителями) учащегося.
2.7. Запрос на микроуровень  муниципального КПМ обсуждается и утверждается на заседании педагогического совета образовательного учреждения.
2.8. Организация муниципального КПМ основана на Конвенции о правах ребенка, Декларации прав человека, Законе Российской Федерации «Об образовании», Концепции централизованного тестирования в системе непрерывного общего и профессионального образования Министерства образования РФ, Уставе ГИДЦ Управления образования г. Казани и на настоящем Положении.

3. Принципы, регламентирующие функционирование системы муниципального КПМ
В основу функционирования муниципального КПМ должны быть положены следующие принципы:

  • легитимности (соответствия деятельности в рамках муниципального КПМ законодательству Российский Федерации);
  • преемственности требований, предъявляемых на последовательных этапах в системе непрерывного общего и профессионального образования;
  • равных прав и возможностей для потребителей услуг муниципального КПМ;
  • научности (обоснованности используемых материалов и технологий);
  • связи качества контроля с качеством обучения;
  • внешнего контроля эффективности функционирования системы муниципального КПМ;
  • гласности (широкого освещения в средствах массовой информации и всестороннего обсуждения деятельности и результатов муниципального КПМ научно-педагогической общественностью и другими заинтересованными лицами);
  • конфиденциальности (неразглашения индивидуальных результатов без согласия тестируемого);
  • непрерывности (КПМ – это целостная, динамическая, развивающаяся, не саморегулируемая система, в которой происходит структурные перестройки, носящие не только количественный, но и качественный характер. КПМ должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции учебно-воспитательного процесса);
  • целесообразности (КПМ – не самоцель, а средство глубокого изучения и надежный инструмент педагогического управления учебно-воспитательным процессом. В процессе КПМ не могут быть применены технологии, наносящие ущерб (в любой степени) интересам, достоинству и здоровью субъектов учебно-воспитательного процесса);
  • диагностико-прогностической направленности (данные, полученные в ходе осуществления КПМ, являются базой разработки и принятия педагогически целесообразных управленческих решений);
  • прогностичности (смысл КПМ не только в том, чтобы получить конкретную картину состояния учебно-воспитательного процесса в определенный момент и на определенной стадии, сколько в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития той или иной стороны учебно-воспитательного процесса и предвидеть возможные направления педагогической деятельности, направленные на поддержку и развитие положительных тенденций и блокировку, трансформацию нежелательных явлений);
  • коллегиальности принятия решений по ключевым вопросам, связанным с организацией и проведением муниципального КПМ.

4. Основные цели и задачи муниципального КПМ
4.1. Основной целью муниципального КПМ является предоставление субъектам и пользователям системы образования независимой объективной информации об образовательных достижениях, непрерывное, научно обоснованное, диагностико-прогностическое слежение за характером протекания учебно-воспитательного процесса  в системе образования г. Казани в целом и психологическим состоянием его субъектов.
Эта информация может быть использована при аттестации обучающихся на всех уровнях общего и профессионального образования, аттестации образовательных учреждений, конкурсном отборе в начальные профессиональные образовательные учреждения, оценке состояния и выявлении тенденций развития системы образования, принятии управленческих решений. Информация об образовательных достижениях может быть также использована обучающимися и их родителями в защите своих прав на получение образования по качеству не ниже установленного государством в нормативных документах и обществом для защиты от появления некомпетентных обладателей аттестатов, дипломов и прочих документов об образовании.

          Что дает муниципальный КПМ:
Ученику – оперативную и прогнозную информацию о качестве усвоения им необходимого учебного материала; психологические характеристики и динамику их изменения; возможность самообразования и самоконтроля в интерактивном режиме работы с компьютером; дружественные консультации по любой школьной теме.
Учителю – оперативную и прогнозную информацию о качестве усвоения каждым учеником необходимого учебного материала; психолого-педагогическую характеристику ученика в ее развитии; новые методические подходы к процессу обучения.
Школьному психологу – оперативную и достоверную информацию о личностных характеристиках, интеллекте, основных наклонностях, динамике изменения ученика в процессе обучения.
Директору школы – полную и системную информацию о качестве образования по каждому ученику, классу, параллели, школе в целом; надежную основу для принятия адекватных управленческих решений.
Работнику органов управления – полную информацию о качестве усвоения федеральных и региональных стандартов на его территории; сравнительную характеристику школ и динамику их развития.

4.2. Задачами муниципального КПМ являются:
4.2.1. Сбор и накопление фактического материала о реально протекающих процессах в учебно-воспитательном процессе в муниципальной системе образования и разработка на этой основе планов работы администрации и педагогов образовательных учреждений.
4.2.2. Своевременное выявление нарушений в ходе учебно-воспитательного процесса в муниципальной системе образования и их адекватное исправление.
4.2.3. Своевременное выявление достижений в ходе учебно-воспитательного процесса в муниципальной системе образования, анализ условий, обобщение опыта.
4.2.4. Сбор и накопление сведений с целью формирования оптимальной атмосферы учебно-воспитательного процесса в муниципальной системе образования.
4.2.5. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов субъектов учебно-воспитательного процесса.

6. Функции муниципального КПМ
5.1. Диагностическая – накопление, обобщение, анализ, структуризация данных о протекании учебно-воспитательного процесса.
5.2. Прогностическая – формулирование на основе полученных данных обоснованного заключения о предстоящем развитии или исходе составляющих учебно-воспитательного процесса.
5.3. Ориентировочная – возможность определить значение отдельных процессов в целостном учебно-воспитательном процессе.
5.4. Контрольно-оценочная – обоснованное определение степени (уровня) развития отдельных сторон учебно-воспитательного процесса.
5.5. Коррекционная – своевременное внесение поправок, частичное исправление или изменение в ход учебно-воспитательного процесса.
5.6. Регуляторная – упорядочение, приведение в должное состояние отдельных процессов и всего учебно-воспитательного процесса.
5.7. Координационная – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности разных специалистов муниципальной системы образования: педагогов, педагога-психолога, руководителей учреждений образования и других работников образования.
5.8. Мотивационная – стимуляция активности специалистов муниципальной системы образования, направляющей на выполнение педагогически целесообразных действий.
5.9. Инновационная – возможность обоснованного развития инновационных, творчески-креативных процессов в муниципальной системы образования.

6.  Организация муниципального КПМ
6.1. Муниципальный КПМ осуществляется при руководстве начальника Управления образования г. Казани и единой координацией действий между Управлением образования, ГИДЦ и руководителей образовательных учреждений.
6.2. Ответственным за организацию и состояние мониторинга (тестирование) знаний является заведующий отделом мониторинга и образовательной статистики ГИДЦ Управления образования.
6.3. Ответственным за организацию и состояние мониторинга показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности, является заведующий лабораторией мониторинга физического состояния и развития школьников ГИДЦ Управления образования.
6.4. Ответственным за организацию и состояние психолого-педагогического мониторинга является заведующий лабораторией психологической диагностики ГИДЦ Управления образования.
6.5. Ответственным за разработку научно-методического обеспечения муниципального КПМ и развитие технической и программно-инструментальной оснащенности процессов создания и применения тестов является ГИДЦ Управления образования.
6.6. За организацию и проведение муниципального КПМ в образовательном учреждении несет ответственность директор образовательного учреждения.

7. Порядок проведения муниципального КПМ
7.1. Особенностью муниципального КПМ, отличающей его от любого другого вида тестирования, являются массовость проверки и использование единого инструментария, на основе которого сравниваются результаты обследуемой совокупности тестируемых. Обеспечение технологичности используемого инструментария и процедур массовых обследований, связанное с необходимостью уменьшения трудовых и материальных ресурсов, ограничивает возможности муниципального КПМ в оценке результатов обучения в соответствии с целями образования. Проверка ряда умений (например, интеллектуальных, практических или коммуникативных) требует разработки сложного инструментария, привлечение достаточного количества проверяющих и использования специального оборудования, и, следовательно, требует больших финансовых затрат. В связи с этим муниципальный КПМ не может быть единственным источником информации при принятии важных решений о выдаче аттестата или приеме на другой уровень (ступень) обучения. Результаты муниципального КПМ должны использоваться наряду с другими формами оценки образовательных достижений, например, устным или письменным экзаменом, собеседованием или интервью, осуществляемыми образовательными учреждениями. Именно такой сбалансированный подход использования результатов формализованного тестирования в сочетании с другими методами оценки считается наиболее перспективным и используется в большинстве стран мира с развитыми системами тестирования (США, Англия, Нидерланды, Япония и др.).
7.2.  Муниципальный КПМ осуществляется периодичностью два раза в год: в мае и декабре (по 3 или 4 района в день одновременно). Тестируются все школы с 3(1-3), 4(1-4) по 11 классы, 3(1-3), 4(1-4) классы тестируются по 4-ем, 11-е классы - по 12 дисциплинам. Тесты разработаны по следующим школьным предметам: филологии (русскому языку и литературе), математике, истории, географии, рыночной экономике, физике, химии, биологии, информатике, иностранным языкам, татарскому языку, физической культуре и представлены в виде брошюры. В каждой брошюре имеется инструкция по заполнению бланка ответов на 2 языках (русском и татарском).

 

7.3.  Для мониторинга (тестирования) знаний, осуществляемого ГИДЦ, из каждого класса выбираются 5 учеников. Для выбора тестируемых используется таблица, полученная на компьютере случайной выборкой чисел. Тесты готовятся по каждому предмету, для каждой параллели в 10-ти вариантах, и содержат соответственно до 150 вопросов (заданий). Каждый вариант теста трехуровневый: первые пять вопросов 1.1 - 1.5 - требуют для ответа минимальный уровень знаний; следующие - 2.1 - 2.5 - базовый (основной) уровень; последние 3.1 - 3.5 - повышенной трудности, с использованием межпредметных связей или ранее изученных тем (предыдущих лет обучения).

7.3. Также с периодичностью два раза в год (в начале и конце учебного года) проводится срез показателей здоровья всех учащихся для мониторинга показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности.
7.4. Психолого-педагогический мониторинг проводится 2 раза в год и предполагает получения данных о мотивации учащихся, их социально-психологической приспособленности, и отношений старших школьников к различным типам профессий.

7.5. Разработанная методика КПМ позволяет получить развернутые данные по каждому из протестированных учеников. Эти данные могут содержать: не только рейтинг предметов, но и результаты ответов на каждый вопрос.
Рейтинг рассчитывается по следующей схеме:

  • рейтинг каждого ученика по каждому предмету;
  • рейтинг ученика;
  • рейтинг класса по каждому предмету;
  • рейтинг класса;
  • рейтинг школы по каждому предмету;
  • рейтинг школы;
  • рейтинг района по каждому предмету;
  • рейтинг района;
  • рейтинг каждого учителя;
  • динамику знаний каждого ученика.

7.6. Мониторинг показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности -  рекомендуется специалистам в области образования с целью оценки «цены» адаптации учащихся к образовательным системам различных типов муниципальных учреждений.
Программное обеспечение мониторинга физического развития и состояния здоровья школьников используется с целью:
• организации непрерывного мониторинга морфофункционального, психофизиологического состояния учащихся и уровня их физической подготовленности;
• создания базы данных по физическому развитию и состоянию здоровья школьников для руководящих органов;
• представления сравнительной оценки исследуемых показателей школьников г. Казани с другими регионами, Российской Федерацией;
• выявления индивидуальных морфофункциональных, психофизиологических особенностей, двигательных качеств учащихся с последующим обоснованием рекомендаций по коррекционной работе и профилактическим мероприятиям.
Научной основой Программного обеспечения является системный подход к оценке индивидуальных морфофункциональных особенностей развития организма школьников и учет конституциональных признаков в оценке проявления двигательных качеств.
Данный подход базируется на экспериментально доказанном представлении о том, что каждый человек есть единство формы и функции. Различия между людьми разных типов конституции очень велики, что нередко, при вычислении «средней нормы», наблюдаются существенные искажения статистики. Дифференциация исследуемой популяции по конституциональным признакам решает проблему адекватности и избирательности в определении пути реализации на практике индивидуального подхода в организации учебно-воспитательного процесса, в том числе и в области физической культуры.
Результаты первичного врачебного обследования - замеряемые индивидуальные показатели физического развития, состояния опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, умственной работоспособности, уровня физических качеств учащихся, являются исходными данными, на основе которых Программное обеспечение представляет необходимую информацию о физическом развитии, физической подготовленности и в целом о состоянии здоровья школьников.
7.6.1. Возможности автоматизированной программы мониторинга
• ввод, хранение и анализ исходных параметров физического развития, уровня здоровья, умственной работоспособности, физических качеств и условий образовательной среды;
• вычисление дополнительных расчетных показателей физического развития, уровня здоровья, умственной работоспособности, физических качеств;
• выдача заключений в виде протокола о профиле физического развития, состоянии опорно-двигательного аппарата, динамике умственной работоспособности, уровне проявления физических способностей каждого учащегося с учетом его биологического возраста и конституциональных особенностей;
• графическое представление результатов каждого учащегося, выборки класса, школы или всей возрастной популяции в динамике учебного года, нескольких лет;
• возможность редактирования (изменения) нормативов по любому тесту;
• удобные для пользователя режимы просмотра и обновления записей в базе данных;
• автоматический перевод учащихся в следующий класс с началом учебного года;
• формирование архивных файлов для длительного хранения результатов.

        7.7. Психолого-педагогический мониторинг - это комплексная система сбора, хранения и анализа информации. Мониторинг разработан как типовое средство психологической диагностики в классах средней и старшей ступени школы.
Мониторинг построен на основе современных компьютерных технологий и позволяет провести стандартизированную диагностики особенностей личности, интеллекта и сферы межличностных отношений учащихся.
Психологическое тестирование проводится в режиме диалога ученика с компьютером.
Исследование интеллекта затрагивает три взаимосвязанные, но качественно различные сферы: природную составляющую интеллекта, культурно-опосредованную и процессы регуляции.
Программа не требует от учащихся наличия специальных навыков работы с компьютером, задача ученика - выбрать правильный ответ из предложенных.
В программу включены такие тесты, которые максимально используют преимущества компьютерного тестирования. Так диагностика устойчивости внимания позволяет поминутно отследить динамику работоспособности ребенка в течение всех 10-15 минут теста.  Сразу по окончании тестирования, учащиеся имеют возможность ознакомиться с интерпретацией полученных результатов. Текст, который выдержан в положительном стиле, сообщает ребенку об особенностях его памяти, внимания, мышления. С обсуждения этой информации может начинаться индивидуальная работа психолога с учеником.
Компьютерная диагностика дополняется исследованием тех особенностей личности учащихся, которые в наибольшей степени влияют на учебные результаты. Как известно, успешность обучения существенно зависит от особенностей мотивации ученика. Программа позволяет провести комплексную диагностику структуры мотивации.
Исследованию отношения ребенка со значимыми другими (одноклассниками, родителям, учителями) придается особое значение. В частности, программа включает стандартную социометрическую процедуру, наглядно представляющую структуру межличностных отношений в классе.
Использование возможностей компьютерных технологий позволяет быстро и высокой степенью надежности обрабатывать большие массивы данных и представлять их в форме, удобной для пользования. Пользователь может получить подробную информацию об отдельном ученике, классе, параллели или учителе. Интересующий параметр, вы можно выбрать в окне, где представлен полный список тестов, входящих в психолого-педагогический мониторинг. Обработка и представление данных личностного тестирования имеет свою специфику. Одна из задач анализа является выявление проблемных точек в личностном развитии ребенка.
7.8. Организацию и проведение муниципального КПМ в образовательном учреждении для всех (остальных) учащихся производит педагогический коллектив школы под руководством директора образовательного учреждения.

8. Обеспечение муниципального КПМ
Для достижения основной цели муниципального КПМ необходимо решить следующие задачи:
8.1. Создать структуру муниципального КПМ, обеспечивающую эффективное функционирование.
8.2. Разработать научно-обоснованный инструментарий муниципального КПМ.
8.3. Обеспечить стандартизированные процедуры организации и проведения муниципального КПМ, обработки, оценки и представления результатов.
8.4. Обеспечить информационную безопасность функционирования муниципального КПМ.
8.5. Обеспечивать освещение результатов муниципального КПМ в средствах массовой и научно-педагогической информации.
8.6. Формировать кадровый потенциал системы муниципального КПМ путем создания специальной системы повышения квалификации.
8.7. Взаимодействовать с организациями, проводящими аттестацию образовательных учреждений и мониторинг качества образования.
8.8. Способствовать обеспечению преемственности требований различных образовательных этапов в системе непрерывного общего и профессионального образования.
8.9. Пропагандировать и внедрять методы объективного измерения в практику образования.
8.10. Содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в области оценки образовательных достижений.
Выполняя поставленные задачи, муниципальный КПМ будет способствовать повышению качества образования, обеспечению единого образовательного пространства, развитию государственной аттестационной службы, обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения и принятию обоснованных управленческих решений.

9. Делопроизводство
9.1. Организация проведения долгосрочного муниципального КПМ планируется на основе «Программы развития образования в г. Казани». По окончанию действий Программы составляется аналитический отчет по всем направлениям муниципального КПМ. Все положения и выводы обязательно иллюстрируются графиками, таблицами, диаграммами. На основании данных составляется следующая Программа.
9.2. Организация проведения краткосрочного муниципального КПМ планируется на основе аналитической справки учебно-воспитательного процесса за прошедший учебный год или справки о мониторинге за прошедший год.

9.3. Ежегодно в конце учебного года ответственными за конкретные направления муниципального КПМ составляется отчет о мероприятиях и итогах мониторинга по вверенным им направлениям. ГИДЦ проводит  анализ  результатов  статистических  обследований   и публикует  соответствующие  статистические  сборники  и  аналитические доклады.      ГИДЦ Управления образования представляет  результаты  мониторинга  в установленные сроки (регламентировано) городским и районным органам управления образованием.

9.4. Использование результатов муниципального КПМ
Результаты муниципального КПМ и выводы  аналитических отчетов доводятся до сведения руководителей учреждений образования, которые ориентируются на них при составлении планов работы методических объединений учителей, в планах классных руководителей, плане работы педагога-психолога. ГИДЦ  создаются общедоступные базы данных по аналитическим отчетам КПМ на образовательном портале www.kros.ru
9.5. Диагностическая карта (дневник) учащегося
Диагностическая карта (дневник) учащегося - это электронный журнал или виртуальный дневник тестирования. Учитель, ученик и родители имеют к нему авторизованный доступ. Тем самым соблюдается полная анонимность, так как превращение  диагностической карты из бумажных документов в электронные делает пользование ими конфиденциальнее и безопаснее.
9.6. «Уголок тестирования» в школе.


назад | наверх


© 2000-2010 Казанское Образование | Контакт | Статистика | Карта сайта



Рейтинг@Mail.ru Kitap.net.ru Tatar.org.ru