<< Управление образования << Официальные документы

Замечания Управления образования администрации г.Казани
по проекту реализации функций Министерства образования
Республики Татарстан территориальными органами управления образования

Предложения МО РТ в части реализации функций территориальными органами управления образования вступают в противоречие:

  1. С Конституцией РФ, ст.133:

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

  1. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»:

Ст.6: Предметы ведения местного самоуправления

  1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
  2. К вопросам местного значения относятся:

4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования.
Ст.31: отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности

  1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
  2. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

Ст.43: Запрет на ограничение прав местного самоуправления
Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным Законом, другими федеральными законами, запрещается.

  1. Закон РТ «О местных органах государственной власти и управления

Ст.26. Компетенция местной администрации
К ведению администрации района, города относятся:
5) руководство подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями;
6) координация и контроль в пределах, установленных законом, деятельности государственных органов, общественных объединений, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, находящихся на соответствующей территории;
7) разработка и осуществление мер по развитию народного образования, культуры и языка, физкультуры и спорта;
15) формирование и регламентация деятельности местной администрации, назначение на должность и освобождение от нее руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц местной администрации;
17) согласование назначения и освобождения от должности руководителей неподведомственных государственных предприятий, учреждений и организаций;
18) заключение контракта по найму руководителей подведомственных предприятий, учреждений и организаций.

4. С Законом РФ «Об образовании»:
Ст.3 п.3.: Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.
Ст.29 п.12 Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования:
12) организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений, оказание им посреднических услуг в части материально – технического обеспечения.
Ст.30 Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием
1) Установленная статьями 28 и 29 настоящего Закона компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации является исчерпывающей и не может быть изменена иначе как законом;
Ст. 31. Компетенция органов местного самоуправления в области образования
2. К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся:
1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;
2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;
5) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
6) создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;
7) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;
9) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями.
Ст. 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями
4. Руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть:
4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;
5) назначен учредителем;
6) нанят учредителем.
Ст. 37. Органы управления образованием в Российской Федерации
П.5.6. прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;

Закон Республики Татарстан «Об образовании»

Раздел III.Управление системой образования
Ст. 28, 29, 30 (п.3ж)

Раздел IV. Экономика системы образования
Ст.36, 37

Изменение «вертикали» (структура Управления) может привести к следующим последствиям:

  1. В управленческом плане:
  2. нарушится прямая и обратная связь с местным самоуправлением (особенно при наличии существующей базы информационного обеспечения управления образованием);
  3. произойдет отчуждение и отдаление органов управления образования от объектов управления и непосредственных исполнителей в лице руководителей учреждений образования;
  4. увеличится роль субъективного фактора при назначении руководителей образовательных учреждений;
  5. ослабнет и без того не очень высокий дифференцированный подход при финансировании и планировании финансирования отдельных учреждений в капитальном ремонте и приобретении оборудования.
  6. В учебно-методическом плане должно быть обеспечено единое информационно-образовательное пространство поэтому ресурсы МО РТ в информационно-методическом обеспечении обоснованы и в большей степени являются ресурсами федеральных органов управления образованием (при абсолютной зависимости от обратной связи с учреждениями образования на местах).

3. По Закону Республики Татарстан «Об образовании», в соответствии с п.5 ст.13 которого деятельность государственных, коммунальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утвержденными Правительством Республики Татарстан, и разработанными на их основе уставами, в соответствии со ст.13 п.5 данного Закона, все образовательные учреждения являются юридическими лицами.
1 января 1995 года была введена часть первая Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно статьи 51 которого все юридические лица подлежали государственной регистрации и с этого момента считались созданными.
Учредителем 646 учреждений образования города в соответствии с п.1 ст. 214 и п.1 ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.12 Закона Республики Татарстан «Об образовании» выступило Управление образования администрации г.Казани.
В настоящее время завершена работа по получению актов государственной регистрации всеми 646 учреждениями. Во всех уставах определены права учредителя – Управления образования.
Предлагаемая схема вызывает необходимость изменения уставов образовательных учреждений в части корректировки учредительства, механизма финансирования и назначения руководителей образовательных учреждений и, следовательно, предполагает процедуру перерегистрации 646 учреждений образования, а также необоснованные финансовые затраты при и так напряженном  бюджете без  видимых гарантий достижения улучшения ожидаемого результата.
В соответствии с Федеральным Законом «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» потребуется согласование с соответствующим органом законодательной (представительной) власти (ст.4), Казанским Советом народных депутатов, позиция которого не определена, поскольку данный вопрос не выносился и не рассматривался на сессии Совета.


назад | наверх


© 2000-2010 Казанское Образование | Контакт | Статистика | Карта сайта



Рейтинг@Mail.ru Kitap.net.ru Tatar.org.ru