Образование

Некоторые региональные особенности казанского образования...

Важнейшей особенностью прошедшего учебного года являлась то, что он начинался в самом конце ХХ столетия и заканчивался уже в новом Третьем тысячелетие. И это, на наш взгляд, не просто календарное событие, а начало смены цивилизационных эпох...
Нынешняя система образования, сыгравшая свою позитивную роль, была создана в другую цивилизационную эпоху - на переходе нашей страны от аграрной к индустриальной стадии развития. Но сегодня, когда стоит задача создания информационного постиндустриального общества, мы все понимаем, что эта система объективно недостаточна, ибо она не способна к решению многих задач, которые стоят перед нами. Поэтому мы отдаем себе отчет, что на рубеже веков городская образовательная система стоит на пороге смены технологий обучения. Все более безотлагательней становится задача обеспечения в ускоренном темпе компьютеризации казанских школ и вхождения учреждений образования в мировое информационно-образовательное пространство, в телекоммуникационную среду Интернет. Так, к 2005 году - 1000-летию Казани, по принятой городской программе "Прыжок Барса", все школы города должны быть подключены к сети Интернет и каждый школьник, студент и преподаватель должен получить возможность доступа к глобальной сети и системе дистанционного образования как в России, так и за рубежом, включающий сегодня 700 университетов и колледжей в 30 странах мира. Умение пользоваться Интернет в качестве средства коммуникации и способа получения новых знаний становится своего рода тестом квалифицированности педагога. Один казанский журналист назвал информатизацию образования в Казани "концом мелового периода казанской школы"... Журналисты иногда склонны преувеличивать... Конечно же, мел и классную доску отменять пока никто не собирается, но в этом, надо признаться, в самом деле, что-то есть, и при всей инертности образовательной системы неизбежность наступления новой образовательной парадигмы очевидна. Поэтому создание региональной образовательной сети дистанционного образования в РТ не за горами...
Немного истории
Казань является не только региональным центром образования, а есть исторически один из самых крупных и признанных российских центров образования и науки, известный как город с многовековыми культурными и научными традициями. Это место встречи различных цивилизаций и культур, и связанных с ними знаковых систем, пространство жизнедеятельности, взаимного влияния и культурного обмена многих народов.
В развитии светского образования в регионе есть немалая заслуга почти двух вековой деятельности старейшего Казанского университета, который, как вам известно, в 2004 г. отметит свое 200-летие. В этом также большая заслуга многотысячной армии казанских учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и преподавателей ссузов и вузов.
Таким образом, Казань была и раньше столицей очень обширного региона, отличающегося особой этнической пестротой, так называемого "Казанского учебного округа", в которую первоначально входили - Кавказ, Поволжье, Урал, Казахстан и Сибирь... Поэтому, еще с тех времен идет и сохраняется тяготение к Казани как геополитическому, и к Казанскому университету как научному, учебному и культурному центру. Ведь Казань в качестве университетского центра, оставалась более 80 лет самым восточным в России, вплоть до открытия в 1888 г. Томского университета, являя собой центр просвещения, духовного, политического и культурного развития не только поволжского края на столетия...
Мы считаем, что все особенности светского образования казанского региона были подготовлены всем предшествующим культурно-историческим развитием края, а также обусловлено наличием в Казани гимназии, созданной в 1758 г. и руководимой Московским университетом. I-я Казанская гимназия была важнейшим культурным центром не только для русскоязычного населения края, но также и для коренного финно-угорского и тюркоязычного, иногда и вопреки замыслам его создателей...
В 1769 г. в ней был открыт первый в России светский класс татарского языка с преподаванием арабского и турецкого языков. В Казани до сих пор живы и нашли свое продолжение традиции татарских просветителей Ш. Марджани и К. Насыри. Этим этот регион интересен и из этого тоже складывались его особенности...
В настоящее время в Казани сложилась система непрерывного образования, которая охватывает всю взаимосвязанную и дифференцированную сеть образовательных услуг, предоставляемых всему населению города.
В Казани в течение года обучаются во всех видах образовательных учреждений более 300 тысяч человек. Каждый 3-й казанец обучается в какой-либо системе образования, каждый 8-й среди нас - школьник, каждый 10-й является студентом, или, так или иначе, связан со сферой образования.
Образовательная система города многогранна и она представлена образовательными учреждениями всех видов и ступеней. Созданные в Казани условия позволяют получить образование: дошкольное - в 306 детских учреждениях на 38336 мест; школьное - в 207 школах разного типа и профиля, среди них
29 - гимназий работающих в программах повышенного уровня (гуманитарной направленности);
2 - прогимназии (детский сад - школа);
14 - лицеев (естественно-математического, юридического, гуманитарного профиля);
11 - школ с углубленным изучением иностранных языков;
28 - школ с углубленным изучением отдельных предметов;
где обучаются 142683 учащихся и преподают 10187 учителей; начальное профессиональное - в 30 учебных заведениях обучаются 12230 учащихся, среднее специальное - в 22 техникумах и колледжах обучаются 20226 учащихся, высшее профессиональное - в 18 государственных и 12 негосударственных высших учебных заведениях обучаются 79394 студента.
Структура подготовки специалистов содержит около 80 направлений высшего образования по более чем 200 специальностям.
В 174 учреждениях дети и взрослые могут получать дополнительное образование.
Национальное образование
Еще одной важнейшей особенностью рассматриваемого нами региона является наличие в нем развитой системы национального образования. Это реальная обеспеченность на практике гарантий получения образования на родном языке для всех жителей города. Реорганизация системы образования с учетом интересов всех народов находится под постоянным вниманием городских властей. Именно поэтому, в 1998 г., на сессии Казанского Совета народных депутатов была принята "Программа по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в г. Казани". Существенную часть этой программы занимает раздел развития национального образования. Для реализации данной программы был создан городской целевой фонд в размере 1% бюджетных средств, а в Администрации города был организован отдел по делам национальностей. Все это дало возможность перейти от разговоров о скорой гибели национальных культур к конкретным и реальным делам по их возрождению и развитию. Такого механизма, насколько мне известно, пока нет еще ни в одном регионе... Это я заявляю вполне ответственно, как человек, проживший около 20 лет в диаспоре, и сам ни раз пытавшийся реализовать нечто подобное... В настоящее время в городе созданы основы для паритетного использования двух государственных языков Республики Татарстан посредством обеспечения качественного преподавания русского и татарского языков. В Казани открыта многонациональная воскресная школа с армянским, ассирийским, казахским, еврейским, немецким, польским, чувашским языками обучения, где изучают культуру и историю своего народа.
В Казани на сегодняшний день работают 43 школы с татарским языком обучения, в которых учатся около 30 тысяч детей. В 128 школах имеются классы с татарским языком воспитания, в которых преподавание предметов ведется на русском языке, но процесс внеклассной воспитательной работы ведутся на татарском языке. Программа развития национальных школ органично вошла в жизнь города. Концептуальные основы национального просвещения в Казани разработаны в качестве основных положений, который подходят для создания концепций национальной школы любой этнической группы и, предполагая в национальной школе непрерывное образование и воспитание на родном языке и в культурно-национальной среде, дает шанс и возможность обеспечить выживание каждой этнической диаспоре в г. Казани. У национальных школ сегодня в Казани есть свои трудности и проблемы, но это трудности роста и проблемы развития...
Хорошей традицией становится проведение августовских педагогических совещаний как очень больших и важных городских и республиканских мероприятий. Этот полезный обмен мнениями и публичное обсуждение проблем образования, итогов и планов на новый учебный год всей педагогической общественности совместно с административной, научной, промышленной и предпринимательской элитой столицы, который состоялся в этом году в Государственном Большом Концертном зале Республики Татарстан. Мы понимаем, что подобные мероприятия, организованные и проведенные на высоком уровне, конечно же, поднимают статус и престиж педагогической деятельности в глазах всех горожан. Это можно оценить еще как одну из попыток привлечения внимания региональных элит к насущным проблемам народного образования. Но мы также отдаем себе отчет в том, что нельзя сегодня реально поднять престиж и статус учительской профессии, не "подняв" заработную плату учителя...
В этом учебном году казанский учитель химии татарско-русской школы №80 Рамиль Исмагилович Халиуллин признан одним из двух лучших российских учителей 2000 года. Указом Президента России ему, проработавшему 33 года в одной школе, где три года он сам был учеником, присвоено высокое и почетное звание "Народный учитель России". При этом надо отметить, что этот наш замечательный учитель химии, теперь уже народный учитель России, вынужден работать по 32 часа в неделю, и вместе с классным руководством и руководством методобъединением химиков, а также массой других общественых нагрузок, получая при этом зарплату всего около 2000 рублей. Директор школы сознательно не берет в школу второго химика, чтобы наш блестящий народный учитель, человек с врожденным пороком сердца, гипотоник, смог получить зарплату, чуть превышающую сегодня прожиточный минимум. В то время как его коллега за рубежом, даже начинающий учитель, получает более 2000 $, при недельной учебной нагрузке всего 16-18 часов...
Нищенская зарплата и бедственное положение учителей и работников образования - это уже давно не является внутренней проблемой системы образования, а серьезнейшая социальная проблема всей нашей страны, которую срочно надо решать. Заработная плата учителя сократилась за последние десять лет примерно в семь раз и составляет меньше половины зарплаты в промышленности, где она, кстати, тоже сократилась в 3-4 раза. Для сравнения, в 1970 г. зарплата в сфере образования составляла в СССР 73% от уровня оплаты труда в промышленности. Если сегодня (январь 2000 г.) работник (необязательно высококвалифицированного труда), занятый в сфере промышленности в г. Казани, имеет в среднем 2000 рублей, то средняя зарплата педагога составляет 500-600 руб. (20 $) в месяц (что меньше почти в 4 раза!), которая к тому же еще ежедневно и неумолимо продолжает реально понижаться вместе с повышением курса американского доллара... Так российские педагоги уверенно входят в "третий" мир, где 2,5 млрд. человек получают меньше 2 долларов день, тем самым, присоединяясь еще к 1,2 млрд. жителям планеты, которые живут менее чем на один доллар в день... По критериям Международной организации труда ООН для слаборазвитых стран доход, равный 1 доллару в день, означает полную нищету. Таким образом, профессия педагога у нас сегодня самая низкооплачиваемая в нашей стране и в мире профессия квалифицированного труда, чьи доходы не превышают ежедневные доходы беднейшей пятой части человечества. Наши учителя относятся к трети беднейшего населения России. Средняя зарплата российского педагога около 240-300 $ в год (!) (у американского безработного приблизительно такое ежемесячное пособие). В соседней Эстонии средняя заработная плата сейчас достигает примерно 300 $ в месяц. По реальному качеству жизни российский педагог сегодня отстает от своих зарубежных коллег примерно в 100 (!) раз (начальная зарплата у начинающего американского школьного учителя составляет около 2000 $ в месяц). И это при их, в общем-то, высокой квалификации, несравнимо худших условиях труда и в полтора-два раза большей рабочей нагрузке наших педагогов... Несмотря на это, и, что просто удивительно, они все еще продолжают давать образование сопоставимое по своим результатам с мировыми образовательными державами... В самом деле идет неприкрытая каждодневная эксплуатация самопожертвования и долготерпения учителя. Практически никаких льгот у работников образования нет - ни по предоставлению жилья, ни по оплате коммунальных услуг, ни по проезду в городском транспорте. Поэтому дорожить особенно нечем и, вполне естественно, что молодые люди бегут из образования... Все это в целом, конечно же, не может не повлиять на эффективность и качество образования в массовой школы. Тогда как коллеги наших учителей в странах Западной Европы и США по уровню достатка устойчиво занимают позицию так называемого среднего класса, а в странах Юго-Восточной Азии по уровню доходов учитель принадлежит к трети наиболее обеспеченных граждан этих государств. Таким образом, на проверку оказывается, что японское и корейское экономические "чуда" и успехи других азиатских "тигров" современной мировой экономики были предварительно хорошо оплачены этими государствами, целенаправленно сориентированными на ценность интеллекта и действительный приоритет образования не только на словах, а на деле. Поэтому не случайно развитие образования считается стратегической задачей и национальной идеей у всех лидеров мировой экономики, а инвестиции в образование оказываются сегодня самым выгодным вложением капитала. Во всех развитых странах перемены в образовании рассматриваются как самый главный источник перемен в экономике. Каждая нация, имеющая определенный вес в мире, стремится развивать свои передовые интеллектуальные институты, так как именно образование более чем что-либо влияет на уровень развития самой нации. Поэтому залогом экономического и социального процветания всех этих стран является развитие системы образования. Если мы не изменим ситуацию в сфере образования, то нам об экономическом росте в долгосрочной перспективе придется забыть.
Новая Программа развития образования Глубокий системный кризис, переживаемый нашим обществом, не мог не отразиться на системе образования и на его качестве. Мы считаем, что руководство города Казани своевременно осознало то, что для того, чтобы реально повысить уровень качества и эффективности образования, необходимо скорейшее модернизация столичной системы образования. Отсюда, еще одна очень важной особенностью нашего региона и завершающегося 2000 года - было то, что Управление образования и Администрации г. Казани встретило новое Третье тысячелетие с новой "Программой развития образования в г. Казани до 2005 г.". На наш взгляд, это явление глубоко знаменательное, действительно, знаковое событие...
Для уточнения стратегии развития и приоритетов городской образовательной политики, а также для понимания запросов потребителей образования и реальных потребностей городского рынка труда, важную роль сыграл процесс разработки, широкого обсуждения и принятия 19 октября 2000 г. на III сессии Казанского Совета народных депутатов городской "Программы развития образования в г. Казани на период с 2000 по 2005 гг.". Данная Программа представляет собой, по существу, первый в регионе осмысленный стратегический документ концептуально-программного характера, где всесторонне рассматривается социально-педагогические и организационно-экономические проблемы всего городского образования, начиная с дошкольного до дополнительного образования взрослых, с горизонтом планирования до 2005 года - года встречи 1000 - летия Казани. При разработки Программы, которая носит комплексный, т.е. межведомственный характер, вся существующая городская система образования и сеть образовательных услуг населению столицы были подвергнуты глубокому и всестороннему анализу со стороны Администрации города и, тем самым были выявлены и подсчитаны каковы, в самом деле, реальные потребности образования... Была проведена большая предварительная и кропотливая работа в течении нескольких лет по сбору и обработки предложений в городскую Программу от всех комитетов и управлений администрации города и других государственных ведомств, научных и общественных организаций. Были изучены и использованы все доступные нам аналогичные образовательные программы около десятка городов-миллионников... После всего этого Программа была предложена для широкого обсуждения всем горожанам с активным участием печатных и электронных СМИ в освещении хода обсуждения этого проекта. Публикация проекта Программы в одной из наиболее читаемых газет города ("Казанских ведомостях" - 19.07.2000 г.) вызвал довольно широкий отклик горожан, множество предложений, пожеланий и замечаний. Была организована работа по их учету, изучению, обработки и внедрению. Были проведены встречи с руководителями промышленных предприятий города для обсуждения с ними представляющих интерес разделов. Над разделами Программы работали восемь депутатских комиссий города, обсуждения прошли во всех семи районах города, почти во всех образовательных учреждениях, которые приняли также свои собственные программы развития до 2005 года, основываясь на городской Программе.
Надо отметить, что благоприятным фоном для принятия и реализация городской программы развития образования является то, что в последний год уходящего тысячелетия были приняты такие важнейшие для отечественного образования документы, как "Федеральная программа развития образования в России", "Национальная доктрина развития образования Российской Федерации" и "Стратегия модернизации образования". Все это вместе, а также принятый федеральный бюджет на 2001 г., в котором расходы на образование увеличены на 40%, вселяют надежду в разработчиков городской программы и доказывают серьезность намерений российского государства, взявшегося социально-экономически и организационно-финансово реформировать систему образования, в соответствии с требованиями времени и запросами страны. Кажется, наше государство больше не намерено экономить на образовании, напротив, даже планирует существенно увеличить расходы на развитие образование...
Надо отдать должное, что, в общем-то, образование в Казани всегда отличалось высоким столичным качеством. Выпускники казанских школ в 1999-2000 учебном году получили 323 золотых и 697 серебряных медалей. В 1999 г. было 8636, а в 2000 г. - 8700 отличников учебы. Из года в год растет количество призовых мест в республиканских и российских предметных олимпиадах. Если по республике в 1998-1999 учебных годах в командном зачете было 29 мест, а в личном - 59, то в 1999-2000 учебном году в командном стало 43, в личном - 83 призовых мест. Довольно высока в казанских школах поступаемость в вузы, в среднем по всем школам - 78%. В городе немало школ дающих стопроцентное поступление в высшие учебные заведения. В Москве в этом году количество выпускников школ поступивших в вузы достигло рекордной отметки - 95%... Все это показывает, на наш взгляд, вузоцентричность сегодняшнего школьного образования. Учеба в вузе становится основной формой занятости молодежи...
К успехам нашего городского образования надо отнести и то, что Казанская гимназия №2 стала лучшей татарской гимназией в Татарстане и вошла в десятку лучших школ России. В Казани в течение 20 лет ежегодно проводится поволжская научно-практическая конференция школьников им. Н.И. Лобачевского, через которую идет привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности. Казанские выпускники школ составляют то новое грамотное поколение, способное быстро обучаться высоким технологиям и овладевать разными профессиями, необходимыми для восстановления и развития экономики и народного хозяйства страны и своего города.
Надо отметить, что благоприятным фоном для принятия и реализация городской программы развития образования является то, что в последний год уходящего тысячелетия были приняты такие важнейшие для отечественного образования документы, как "Федеральная программа развития образования в России", "Национальная доктрина развития образования Российской Федерации" и "Стратегия модернизации образования". Все это вместе, а также принятый федеральный бюджет на 2001 г., в котором расходы на образование увеличены на 40%, вселяют надежду в разработчиков городской программы и доказывают серьезность намерений российского государства, взявшегося социально-экономически и организационно-финансово реформировать систему образования, в соответствии с требованиями времени и запросами страны. Кажется, наше государство больше не намерено экономить на образовании, напротив, даже планирует существенно увеличить расходы на развитие образование...
Наш город тоже начал подтверждать серьезность своих планов в отношении образования, о чем свидетельствует принятый на днях новый городской бюджет на 2001 г., где расходы на образования существенно увеличены. Предполагается в ближайшие год-два оснащение каждой казанской щколы двумя компьютерными классами и т.д. Но изучение реальных потребностей образования показывает, что одних государственных (бюджетных) денег на решение всех проблем образования не хватит. Поэтому актуален вопрос привлечения внебюджетных средств в наше городское образование, в том числе через систему попечительских советов, которую мы начали развивать.
Сегодня Казань заинтересована в постепенном росте привлекательности системы образования для потенциальных инвесторов и партнеров, через развитие связей с городским рынком труда и реализацию механизмов социального партнерства. Для того, чтобы пошли реальные инвестиции в образование, оно должно стать понятной и прозрачной сферой для всех граждан города, в том числе и для крупного бизнеса и руководителей промышленных предприятий, заинтересованных в будущих специалистах, в качестве их базовых знаний и предварительной подготовки. Мы не сможем добиться крупных результатов в этой сфере, если не создадим вокруг образования адекватного общественного мнения и атмосферы заинтересованности всех горожан. Нам представляется, что образование не может не подчиняться законам рынка, если мы живем в стране с развивающимися рыночными отношениями, не может существовать вне потребностей рынка труда, выбрасывая своих выпускников в безработицу. Оно должно меняться в соответствии с требованиями развития современного постиндустриального общества и конкретных запросов городского хозяйства, способного обеспечить конкурентоспособность нашей экономики, должный уровень благосостояния общества и достойный уровень жизни граждан города.
Мударис Каюмов, Ильдар Галиахметов

назад | наверх


© 2000-2010 Казанское Образование | Контакт | Статистика | Карта сайта



Рейтинг@Mail.ru Kitap.net.ru Tatar.org.ru